Аккумуляторы для солнечных батарей, солнечные аккумуляторы: как подобрать, эксплуатировать и восстановить пластины (десульфатировать)

Обновлено: 04.05.2024

Мы неоднократно писали о НЕ целесообразности использования новых аккумуляторных батарей (АКБ) в системах с альтернативными источниками энергии.

Остаётся только правильно подобрать, восстановить и эксплуатировать б/у аккумулятор в кооперации с солнечной батареей или ветрогенератором.

Они не бояться глубокого разряда, перезаряда. Срок службы значительно дольше, но используются реже. Соответственно купить б/у щёлочной аккумулятор сложнее. Но это так, на заметочку.

Первые видимые признаки условно близкой кончины аккумулятора проявляются на клеммах в виде соляных кристаллов белого или медно-купоросного цвета.

Более всего кислотные АКБ не любят длительного нахождения в разряженном состоянии. Выбирайте тот, что не запустил двигатель и был заменён совсем недавно. Как правило это происходит при первых морозах.

Постарайтесь возможно скорее зарядить данный аккумулятор слабым током увеличив время заряда до 24 и более часов. Слабый, но длительный заряд АКБ позволяет частично десульфатировать пластины.

Ток заряда выбирается из расчёта 50-25% от рекомендуемого производителем тока заряда в стандартных условиях.

Если ёмкость аккумулятора 90 ампер/часов, производитель рекомендует заряжать его током равным 1/10 от ёмкости АКБ, т.е. 9 ампер. Для десульфатации и тренировки аккумулятора необходим ток в два - четыре раза меньший, с пропорциональным увеличением времени заряда.

Это позволяет произвести более глубокую электрохимическую проработку пластин исключая поверхностный заряд. Попутно снимается вопрос повышения температуры аккумулятора при заряде и снижения интенсивности газообразования (щадящий, тренировочный режим).

Наиболее благоприятная температура эксплуатации АКБ 5 - 10 градусов . без резких скачков температуры. Этим условиям в достаточной мере отвечают подвалы, погреба и т.п.

При использовании одной стандартной солнечной батареи (85 Вт) и соответствующей ёмкости АКБ… вентиляция может не понадобиться. Более того, незначительные концентрации выделяемых газов препятствуют возникновению и развитию плесени, грибков.

Во-первых, концентрация ничтожна, во-вторых, быстро нейтрализуется, в-третьих, солнечные батареи ночью не заряжают аккумуляторы. А жаль!

Как подобрать, восстановить (десульфатировать) и эксплуатировать аккумулятор для солнечной батареи.

Идеальный вариант, это конечно щелочные, тяговые аккумуляторы.

Речь пойдёт о свинцовых стартерных кислотных аккумуляторах широко применяемых в автотранспорте.

Выбирайте не тот АКБ, что снят с автомобиля и брошен на год или более в разряженном состоянии.

Следует добавить о температурном режиме работы аккумулятора.

Опасаться, что во сне вы надышитесь вредными парами опрометчиво.

Слабый аргумент, но с точки зрения здоровья и по аналогии, можно сказать: Горазды опаснее аккумулятор под капотом автомобиля.

Под действием высокой температуры, вибрации и превышающим рекомендованный производителем ток заряда, газообразование на порядок выше. А походу движения и при работающем вентиляторе воздухопритока, значительная часть газов попадает в салон через воздухозаборник, уплотнения, и пр.

Но здесь ни кто не бьёт тревогу, это нормально и допустимо, хотя и пользы нет.

В подвале хоть рост плесени и бактерий подавляет.

Жаль, что этим методом консервации злоупотребляют при транспортировке и хранении бананов, яблок и подобных продуктов ввозимых «из-за..».

В более мощных солнечных системах заряда, и достаточно герметичных местах эксплуатации аккумуляторных батарей, необходимо принять меры к удалению взрывоопасного газа.

В некоторых моделях АКБ с общей крышкой, с торцевой стороны предусмотрены вентиляционные отверстия. Достаточно вставить в них силиконовую трубочку (от медицинской капельницы) и вывести наружу.

В дальнейшем, при систематическом заряде и разряде слабыми токами, которые преобладают в системе заряда и электроснабжения от солнечных батарей, сульфатация пластин снимается до 70 - 80% с соответствующим восстановлением ёмкости АКБ.

Избыточная на первый взгляд ёмкость аккумулятора оправдана и тем, что при подключении мощных электроприборов, потребляющих значительные токи, весьма значительно «провисает» напряжение аккумулятора. Зачастую ниже минимального рабочего напряжения инвертора, с соответствующим срабатыванием защиты и отключением.

Не смотря на то, что аккумулятор с недостаточной ёмкостью заряжен полностью, не удастся запустить холодильник, «болгарку» и подобные электроприборы, имеющие высокие пусковые токи.

Использование устройства плавного пуска исправит ситуацию лишь на несколько циклов срабатывания. Не говоря уже, что оно усложняет схему, повышает вероятность на отказ и удорожает саму систему.

Более того, при достаточно большой емкости АКБ все процессы заряда, разряда происходят в щадящем токовом режиме. Так при одинаковом токе заряда разных по ёмкости аккумуляторов, в одном случае заряд будет ближе к форсирующему (сокращающему срок службы) АКБ, в другом, к тренировочному (десульфатирующему) режиму.

Чем больше ёмкость АКБ, тем меньший удельный ток заряда/разряда приходится на единицу емкости. Соответственно более щадящий (десульфатирующий) режим работы аккумулятора, способствующий увеличению срока службы АКБ.

С другой стороны, при всей нашей склонности, нельзя увеличивать ёмкость АКБ до абсурда. С увеличением ёмкости увеличивается и ток утечки, саморазряд.

Остаётся резонный вопрос: «Где они валяются, эти б/у аккумуляторы»?

Понятное дело, не валяются.

Тем не менее купить можно. Загляните в ближайший автобусный, грузовой или иной «зоопарк». При первых морозах можно спросить на стоянках грузового автотранспорта. Уверен, если не даром, то по цене лома Вам их уступят.

В крайнем случае, побеспокойте организацию занимающуюся сбором или утилизацией б/у аккумуляторов. Выбор больше, но цена несколько дороже лома.

Остаётся только правильно подобрать, восстановить и эксплуатировать б/у аккумулятор в кооперации с солнечной батареей или ветрогенератором .

Батареи размещаются на улице для контакта с дневным светом, а АКБ нуждаются в изоляции, поскольку они чувствительны к температуре окружающей среды. При расположении в неблагоприятных условиях срок службы накопителей многократно сокращается. К их размещению нужно подойти с внимательностью.

Где устанавливать аккумулятор для солнечной батареи?

АКБ плохо переносят скачки температуры. Они нуждаются в поддержании постоянных окружающих условий без резких изменений, поэтому оптимально их размещать:

  • в подвале;
  • в погребе;
  • в земле.

Аккумуляторы для солнечных батарей: где размещать?

Установка аккумулятора для солнечных батарей в земле

Для подключения к батарее применяются различные виды аккумуляторов, отличающиеся по свойствам и требованиям к условиям эксплуатации. Далеко не каждое устройство накопителя подходит для закапывания в землю или размещение в погребе, где хранятся продукты. При его выборе нужно отталкиваться от места установки, чтобы предотвратить ранний выход оборудования со строя.

Основные требования к условиям размещения аккумуляторов

Устанавливая АКБ солнечной панели, требуется позаботиться о создании условий:

  • постоянная температура;
  • оптимальная влажность;
  • хорошая вентиляция;
  • пространство для удобного обслуживания.

Постоянная температура

Для большинства накопителей оптимальной является температура +5…+10 °С . Заливные АКБ OPzS служат дольше при эксплуатации в условиях +15 °С . Естественно, поддерживать оптимальную температуру крайне сложно. Аккумуляторам для батарей более важным условием является постоянство. Главное избежать резких перепадов температуры. Она может меняться в зависимости от сезона, но изменения должны осуществляться постепенно без скачков.

Аккумуляторы для солнечных батарей: где размещать?

Аккумуляторная батарея Источник СГГН 12-100 СОЛАР

Накопители плохо переносят как замораживание, так и перегрев. В условиях холода наблюдается ускоренный саморазряд, что в первую очередь касается стартерных автомобильных и лодочных тяговых АКБ. В жару кислотные накопители просто закипают.

Оптимальная влажность

Нельзя размещать АКБ солнечной батареи в помещениях с высокой влажностью. В результате работы накопитель нагревается, поэтому на нем может накапливаться конденсат. Он негативно сказывается на качестве контактов клемм. Может произойти окисление, что снизит эффективность передачи энергии на потребители и помешает подзарядке от панелей.

Принудительная вентиляция

Наличием принудительной вентиляции необходимо в первую очередь для стартерных накопителей. В них происходит испарение электролита, особенно при перегреве. Газ накапливается в помещении. Из АКБ выходит недостаточно газа для отравления, но он негативно сказывается на здоровье. Остальные разновидности аккумуляторов солнечных панелей не имеют или дают мало испарений, поэтому меньше нуждаются в вентиляции.

Многие устройства АКБ, применяемые для солнечных панелей, оснащаются специальным вентиляционным отверстием. В него вставляется шланг, выведенный на улицу. Это минимизирует непосредственно испарение в помещении. При отсутствии принудительной вентиляции рекомендовано выбирать накопительные батареи с отводом, чтобы обеспечить проветривания через трубку.

Требования к площади помещения

Площадь погреба или подвала для размещения аккумуляторов солнечных батарей, должна быть достаточной для обслуживания накопителей. Особенно это касается использования стартерных АКБ, в которых нужно периодически замерять плотность электролита и осуществлять его долив. При использовании гелевых АКБ надобность в большом пространстве отсутствует.

Аккумуляторы для солнечных батарей: где размещать?

Как закапывать аккумулятор в грунт?

Далеко не всегда имеется помещение для размещения оборудования панелей. По этой причине АКБ можно закапывать в землю прямо возле панелей. Конечно, необходимо понимать, что обычная стартерная батарея для этого мало пригодна, ведь ее нужно часто обслуживать. Лучше применять необслуживаемые аккумуляторы для солнечных панелей, которые не нуждаются в принудительной вентиляции или изменения плотности электролита. После закапывания о них можно забыть до момента замены.

Естественно, накопительная батарея не должна непосредственно контактировать с грунтом. Для этого ее помещают в специальный герметичный кейс. Он позволяет:

  • минимизировать колебания температуры;
  • предотвратить проникновение осадочных вод;
  • не допустить окисление контактов на клеммах;
  • защищает от грязи.

Подбор глубины закапывания оборудования

Глубина закапывания АКБ солнечной панели в грунт должна быть ниже линии промерзания в регионе. Нужно учитывать, что выкапывать котлован необходимо с запасом. Дело в том, что после засыпания еще не уплотненный грунт промерзает гораздо быстрее, чем утрамбованный. При размещении под землей окружающая температура аккумулятора будет отличаться от идеальной, но она будет постоянной без резких перепадов. Еще одним аргументом от размещения стартерных батарей в грунте является необходимость их частого обслуживания. Зимой их очень сложно откапывать из промерзшего грунта для доливания электролита.

Аккумуляторы для солнечных батарей: где размещать?

Аккумуляторная батарея VOLTA GST 12-150

Фактическая глубина размещения аккумулятора солнечной батареи для большинства регионов составляет 1,6 м. К примеру, для Воронежа температура на этой глубине даже в феврале составляет +5 °С , а в Москве +3,7 °C .

Желая установить солнечную панель, можно разместить ее аккумуляторы даже при отсутствии погреба или подвала. Специализированные накопители просто закапываются в грунт возле панели. Идущий от них кабель прокладывается в дом по траншее или по воздуху. В нашей компании можно купить необслуживаемые аккумуляторы для солнечной батареи, пригодные для любого типа размещения. Мы поможем подобрать оборудование под ваши солнечные панели и дадим консультацию по его размещению.

Читайте также: