Эксплуатация и ремонт электромагнитных реле: конструкция, неисправности, способы ремонта, техническое обслуживание

Обновлено: 19.05.2024

Назначение, виды и объем технического обслуживания. Комплекс мероприятий, составляющий систему технического обслуживания реле, предназначен для обеспечения его длительной и безотказной работы. Согласно [5] этими мероприятиями являются: проверка при вводе в эксплуатацию (наладка); периодические, внеочередные и послеаварийные проверки.
Реле могут иметь различные неисправности, отклонения электрических характеристик. При небрежном обращении с реле во время транспортировки, монтажа, при неправильном хранении оно может подвергнуться увлажнению, загрязнению, коррозии, механическим повреждениям. Иногда может потребоваться регулировка реле, отличная от заводской. Следовательно, реле перед вводом в эксплуатацию должно пройти наладку (Н), т. е. проверку исправности и настройку на заданные уставки.
Периодические проверки подразделяются на следующие категории: первый профилактический контроль (К1), профилактический контроль (К), профилактическое восстановление (В), опробование (О).
Опыт эксплуатации показал, что на начальный период работы приходится большее число отказов из-за скрытых дефектов, не выявленных наладкой. Климатические условия эксплуатации и хранения чаще всего различны. Следствием этого могут явиться усыхание пластмассовых деталей, потеря жесткости пружин, контактов и другие изменения, способные вызвать отказы. Для предотвращения этих отказов, называемых приработочными, и предназначен первый профилактический контроль К1.
Назначение профилактического контроля К - периодическая проверка работоспособности реле в целях предотвращения внезапных отказов. Внезапный отказ вызывается скачкообразным переходом реле в неисправное состояние (например, приваривание контактов).
Опробование О преследует ту же цель, что и профилактический контроль, но выполняется чаще и в меньшем объеме.
С течением времени реле изнашивается. Происходят износ и загрязнение опор, окисление и подгорание контактов, усыхание пластмассовых деталей, коррозия магнитопровода, старение изоляции. Все эти факторы могут послужить причиной так называемых постепенных отказов. Основное назначение профилактического восстановления В - периодическое устранение последствий износа и старения путем замены или восстановления деталей для предотвращения постепенных отказов.
Внеочередные проверки выполняются при изменениях уставок или схемы вторичной коммутации, при восстановлении цепей, нарушенных во время ремонта или замены основного оборудования ячейки.
Послеаварийные проверки выполняются после работы защиты с оценкой "неправильно" (отказ, излишнее или ложное срабатывание) с целью выяснения причины.
Техническое обслуживание реле серий РТ-80, РТ-90 выполняется в следующем объеме:
Н, К1, В - проверка и регулировка механической части реле и состояния контактных поверхностей;
Н, К1, В - проверка тока срабатывания отсечки на рабочей уставке;
Н, К1, В - проверка тока срабатывания и возврата индукционного элемента на рабочей уставке: проверка характеристики времени действия индукционного элемента (трех-четырех точках) на рабочей уставке по шкале времени;
Н, В - проверка надежности работы контактов при токах 1,05 тока срабатывания индукционного элемента до максимального значения КЗ.

Предварительная оценка состояния. Электрические характеристики реле определяют его исправность и соответствие настройки заданным параметрам - уставкам. При наладке снятие и регулировка электрических характеристик реле выполняются после механической ревизии. При периодической проверке целесообразно, не вскрывая реле, измерить ток срабатывания и возврата индукционного элемента, ток срабатывания отсечки,
время в одной из точек зависимой части характеристики и в независимой части. Такой порядок проверки позволяет предварительно до вскрытия реле оценить его исправность и, таким образом, определить необходимый объем механической ревизии. Если электрические параметры реле, измеренные при плановой проверке, незначительно отличаются от результатов предыдущей проверки и от заданных уставок, то изменять его регулировку не следует. Можно считать допустимыми следующие значения максимальных отклонений уставок:

Ток срабатывания, %. 5
Выдержка времени, с:
в независимой части. 0,15
в зависимой части. 0,15
Коэффициент возврата. 0,03

Внешний осмотр. Перед вскрытием реле проверяется целость кожуха и цоколя и производится их очистка от грязи и пыли. Проверяется состояние уплотнения. Если проверка идет на месте установки, то необходимо также проверить качество монтажа, т. е. надежность крепления реле, контактных соединений проводов и изоляции токоведущих частей. Оси крепежных болтов или винтов должны строго совпадать с осями отверстий. Недопустим даже незначительный перекос, так как он может вызвать деформацию цоколя. По этой причине следует избегать чрезмерной затяжки гаек. На шпильки заднего присоединения должна быть надета хлорвиниловая трубка, а ширина отверстий должна быть на 4-5 мм больше диаметра шпилек. Под ламели переднего присоединения подкладывается прессшпан, причем зазор между токоведущими частями и панелью не должен быть менее 4-5 мм.
Надежность подсоединения провода обеспечивается наличием шайб (для алюминиевых проводов нужна шайба-звездочка) и затяжкой винтов и гаек с проверкой путем "продергивания". Контргайки, крепящие шпильку к цоколю, также должны быть затянуты до отказа. Если наблюдается покачивание и незначительное проворачивание шпилек или ламелей, то необходимо убедиться, что оно вызвано плохой запрессовкой втулок, а не слабой затяжкой.

где R - сопротивление, включенное последовательно с обмоткой реле, Ом; Z - сопротивление обмотки реле, Ом.
Простейшим и наилучшим решением является применение реостатной схемы с питанием от линейного напряжения 220 В. Можно питать схему и фазным напряжением, предварительно убедившись в отсутствии значительной (свыше 20%) доли третьей гармоники. Реостатная схема полностью исключает возможность искажения синусоиды, так как сопротивление реостата во много раз превышает сопротивление обмотки реле.
Завод РЭТО Мосэнерго изготовляет реостат РН-5 с плавно-ступенчатой регулировкой тока до 70 А. Имея сравнительно небольшие габариты и массу, реостат вполне транспортабелен. Наличие рабочего и тормозного плеч позволяет собирать схему с двумя регулируемыми сопротивлениями (рис. 23). Для проверки реле в лабораторных условиях рекомендован стенд СР-1, имеющий также реостатную схему.


Рис. 23. Реостатная схема для проверки реле:
Rl, R2 — реостаты; РТ — злектросекундомер; РА — амперметр; SI, S2 — рубильники; КА - реле серии РТ-81

Испытательные устройства промышленного изготовления с нагрузочными трансформаторами УПЗ-1 и У-5052 (завод "Точэлектроприбор") позволяют вести проверку индукционных реле с точностью до 10%. Такая точность вполне приемлема, ибо погрешность перекрывается расчетными коэффициентами. Однако при этом обязательно следует ввести предвключенное сопротивление 20 Ом.
Применяя самодельные и мелкосерийные испытательные устройства с нагрузочными трансформаторами, необходимо предварительно оценить их пригодность. Для этого снимается характеристика холостого хода нагрузочного трансформатора со стороны его вторичной обмотки. Вторичное напряжение трансформатора, определяемое как геометрическая сумма падений напряжения на обмотке реле и на добавочном сопротивлении, должно лежать на линейной части характеристики. Это условие должно выдерживаться во всем возможном диапазоне регулирования.
Падение напряжения на обмотке реле определяется следующим образом. По формуле (15) вычисляется полное сопротивление реле. Далее определяется фактическое сопротивление реле Z' с учетом его уменьшения при токе срабатывания отсечки, а если отсечка выведена - при восьмикратном токе. Для этого необходимо воспользоваться кривыми рис. 14, 15. Для других уставок реле снижение сопротивления пропорционально. После этого можно определить падение напряжения
Очевидно, что необходимая мощность и вторичное напряжение нагрузочного трансформатора прямо пропорциональны числу витков проверяемого реле. Для проверки десятиамперных реле серии РТ-80 можно применить осветительный трансформатор ОСО-0,25 220/12 В, Так как сопротивление обмотки реле с уставками 5 А и выше невелико, то необходимость в предвключенном сопротивлении отпадает, и схема упрощается (рис. 24, а). Для пятиамперных реле серии РТ-80 необходимо использовать два таких трансформатора по схеме рис. 24, б. Они могут быть заменены одним трансформатором 220/36 В, 500 В. А.
Наибольшее потребление имеют реле серии РТ-90. Для проверок десяти амперных реле вторичное напряжение должно быть не менее 50 В, а для пятиамперных - 100 В. Мощность трансформатора должна быть не менее 500 В * А.
Регулировка тока во всех случаях производится регулировочным автотрансформатором или ползунковым реостатом на ток 5-7 А. Ток измеряют амперметром класса 0,5-1,5, включенным через трансформатор тока класса 0,5.

схема для проверки реле


Рис. 24. Трансформаторная схема для проверки реле:
а — с одним трансформатором; б — с двумя трансформаторами; КА — реле серии РТ-80; T1, T2 - трансформатор ОСО-0,25; ТЗ - автотрансформатор ЛАТР

Правильный подбор аппаратуры позволит обеспечить синусоидальность тока и точность измерений.
Проверка изоляции. Измерение сопротивления изоляции производят мегаомметром 1 или 2,5 кВ при всех видах технического обслуживания. Сопротивление изоляции на "корпус" и между электрически не связанными токоведушими частями должно быть не менее 5 мОм. Испытание электрической прочности изоляции реле производится в полной схеме защиты напряжением 1 кВ переменного тока в течение 1 мин.
Проверка тока срабатывания отсечки. На заводе-изготовителе подгонка по шкале отсечки ведется при уставках индукционного элемента 4 А - для десятиамперных реле и 3 А - для пятиамперных. Шкала отсечки градуируется в пределах 2-8 кратностей тока срабатывания индукционного элемента. Завод-изготовитель разрешает, а опыт эксплуатации подтверждает возможность расширения верхнего предела до 16. Положение регулировочного винта при этом устанавливается опытным путем. Устанавливать ток отсечки выше 16-кратного не рекомендуется из-за больших разбросов.
При проверке реле, вводимого в эксплуатацию, определяется ток срабатывания на рабочей уставке. Желательно перед этим определить токи срабатывания на крайних уставках 2 и 8, а также отметить положение винта, в котором отсечка перестает работать при 16-кратном токе.

Выполняя проверку отсечки, необходимо учесть следующее:
1. Измеряемые токи, превышающие номинальный во много раз, могут вызвать недопустимый перегрев обмотки. Перегрев искажает электрические характеристики и может повредить изоляцию. Чтобы этого не произошло, ток в реле подают короткими импульсами с интервалом 5-6 с. После серии включений реле должно остывать в течение 1 мин.
2. Рамку следует заклинить, так как частые и сильные удары могут привести к повреждению червяка и зубьев сектора.
3. Металлический кожух вызывает изменение тока срабатывания отсечки. Поэтому реле, имеющее металлический кожух, должно проверяться с надетым кожухом. Для сокращения времени можно надеть специальный кожух с вырезанным отверстием для доступа к регулировочному винту.
Установив регулировочный винт на заданную уставку, дают серию импульсов, каждый раз незначительно уменьшая ток до тех пор, пока отсечка не перестанет срабатывать. Затем, дав реле остыть, увеличивают ток, добиваясь однократного срабатывания при одном из 10 включений. После этого, снова дав реле охладиться, следует увеличить ток до значения, при котором отсечка будет срабатывать 10 раз из 10. Этот ток и будет током срабатывания отсечки.
Если имеется небольшое расхождение этого тока с уставкой по шкале, необходимо освободить стопорный винт и немного повернуть кольцо со шкалой. Закрепив винт, повторно проверяют реле на крайних уставках.
Повышенная погрешность реле в сторону увеличения тока срабатывания по всей шкале - признак механической неисправности. Такое реле должно подвергнуться повторному осмотру, а при необходимости и разборке. Характерные неисправности: перекос или искривление оси якоря, чрезмерный люфт оси, затирание якоря из-за загрязнения отверстия для оси и зазоров между боковыми гранями якоря и торцом магнитного шунта.
Если отсечка не используется, регулировочный винт вывертывается так, чтобы отсечка не срабатывала при прохождении тока, равного току КЗ на тинах.

Определение тока начала вращения диска, тока срабатывания индукционного элемента и проверка надежности зацепления. Для оценки состояния опор диска определяется минимальный ток, при котором диск вращается безостановочно. Этот ток не должен превышать 25% тока уставки для реле серий РТ-80 и РТ-90 и 30% для реле серии ИТ-80, В противном случае необходимо произвести ревизию опор.
Проверка тока срабатывания индукционного элемента ведется при опущенном до конца упоре сектора, т. е. на максимальной уставке по времени. Это позволяет убедиться в надежности зацепления всех его зубьев. Ток плавно увеличивают до срабатывания, т. е. до зацепления сектора с червяком. В отрегулированном реле рамка не должна "плавать". Это значит, что рамка, начавшая движение, должна дойти до упора без увеличения зафиксированного тока. "Плавание" рамки может быть устранено, если подогнуть ближе к электромагниту стальную скобу или изменить угол между плоской и спиральной возвратной пружиной, сделав его близким к 120°.
Ток срабатывания не должен отличаться от уставки более чем на 5%. Подрегулировка осуществляется изменением натяжения возвратной пружины с помощью регулировочного винта. Чрезмерное ослабление пружины нежелательно, так как оно снижает надежность возврата рамки. После срабатывания сектор должен плавно двигаться вверх без толчков и остановок. При соприкосновении толкателя с фигурным рычагом недопустимо замедление хода, остановка или соскакивание сектора. Движение должно продолжаться до полного срабатывания отсечки и надежного переключения контактов.
Соскакивание сектора устраняется следующим образом. У реле типов РТ-85, РТ-95, РТ-86 повторно измеряется давление верхней упорной пружины на пластину замыкающего контакта. Если оно превышает 10 г, пружина слегка отгибается. У реле остальных типов немного увеличивают глубину зацепления, вывертывая упорный винт. Так же поступают и с упомянутыми реле, если уменьшение давления контактов не привело к устранению соскакивания. Увеличив глубину зацепления, повторно убеждаются в свободном ходе зубцов. Если же и эти меры не дают желаемого результата, а увеличить глубину зацепления уже невозможно, следует подогнуть скобу ближе к электромагниту. Однако при этом нельзя забывать, что тем самым уменьшается коэффициент возврата. И наконец, если ни одним из названных способов нельзя добиться четкой работы индукционного элемента, можно рекомендовать установку грузика на тыльной стороне сектора. После перехода сектора через горизонтальное положение вес грузика способствует преодолению дополнительной нагрузки в конце хода.
У реле, вводимого в эксплуатацию, целесообразно проверить токи срабатывания на всех уставках. При этом на рабочей уставке по току проверка производится на максимальной уставке по времени; на других уставках в целях экономии времени - на рабочей уставке по времени.
Проверка и регулировка тока возврата. Оптимальный коэффициент возврата лежит в пределах 0,85-0,87. Заводом-изготовителем установлен коэффициент возврата не ниже 0,8. Более низкий коэффициент возврата недопустим, так как он расходится с принятым в расчетах. Коэффициент возврата выше 0,9 свидетельствует о слабом зацеплении, могущем повлечь сброс сектора.
Большое влияние на коэффициент возврата оказывает зазор между скобой и магнитопроводом в притянутом положении рамки. Кроме того, коэффициент возврата зависит от глубины зацепления передачи, натяжения возвратной пружины, состояния опор рамки.
Ток возврата измеряют при зацеплении максимального числа зубцов. Вялый, медленный возврат, застревание рамки в промежуточном положении свидетельствуют о необходимости ревизии опор рамки.
Если коэффициент возврата выше 0,9, подгибают скобу на 1-2 мм. После этого повторно проверяют ток срабатывания. Если он несколько возрос, необходимо ослабить возвратную пружину.
Коэффициент возврата может оказаться ниже допускаемого. В этом случае можно слегка уменьшить глубину зацепления, ввернув упорный винт. Убедившись, что сброс сектора при этом не происходит, закрепляют фиксирующую гайку и проверяют ток возврата. Если глубину зацепления уменьшить нельзя, отгибают скобу на 1-2 мм. После этого опять проверяют, не соскакивает ли сектор; измеряют и при необходимости регулируют возвратной пружиной ток срабатывания.
В эксплуатации имели место случаи неправильной работы защиты при следующих обстоятельствах. Короткое замыкание вне защищаемой зоны отключается предыдущей защитой. Реле серии РТ-80 также срабатывает, но ток КЗ исчезает как раз в момент соприкосновения толкателя с фигурным рычагом. Если реле плохо отрегулировано, рамка может не возвратиться. Это приведет к неправильному действию защиты при повторном "сквозном" КЗ или даже в нормальном режиме.
Во избежание этого необходимо при наладке реле проверить возврат в указанном положении сектора, сбрасывая ток толчком. Значение "аварийного" тока при этом должно быть не менее 5-кратного тока срабатывания. Допускается некоторое снижение коэффициента возврата относительно ранее измеренного, но не ниже 0,8.
Если проверка ведется реостатным устройством РН-5 или' другим, то поступают следующим образом. Рабочим плечом реостата устанавливают ток 1= > 51с . Подключив последовательно тормозное плечо, устанавливают ток 12 = 0,8Iс . Тормозное плечо шунтируют рубильником S2 (см. рис. 23).' Включают рубильник Si. В момент соприкосновения толкателя с фигурным рычагом отключают рубильник S2 и убеждаются в четком возврате рамки. При пользовании устройствами У-5052 или УПЗ подбирают значение предвключенного сопротивления и коэффициент трансформации нагрузочного трансформатора так, чтобы при включенном сопротивлении протекал ток I2, а при выключенном I1.
Во время плановых проверок коэффициент возврата достаточно проверить обычным способом.

Измерение времени действия индукционного элемента. Шкала выдержек времени калибруется заводом-изготовителем при 10-кратном токе уставки с допусками, указанными ниже:

Дидактическое и методическое обеспечение: электромагнитный пускатель, тепловое реле, кнопки управления, мегаомметр ЭС0210/2-Г., прибор комбинированный, набор монтерского инструмента, набор щупов, динамометр, штангельциркуль, шлифовальная бумага, литература: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей Мн.: 2009, Система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания электрооборудования сельскохозяйственных предприятий Госагропрома СССР. М. Агропромиздат, 1987, Таран В.П. и др. Справочник по эксплуатации электроустановок. - М. Колос 1983г.


То электромагнитных пускателей.

При проведении технического обслуживания магнитных пускателей выполняют следующие виды работ:

1.Отвинчивают винты крышки кожуха пускателя и снимают крышку.

2.Очищают пускатель от пыли и грязи.

3. Осторожно, чтобы не повредить пластмассовые детали подтягивают ослабленные болты и гайки.

4. Несколько раз включают пускатель вручную и убеждаются в отсутствии перекосов контактной системы, в лёгкости перемещения и в отсутствии задевания контактов и других движущихся частей за неподвижные.

5. Снимают дугогасительную камеру. Осмотром проверяют главные и блокировочные контакты.

6. Осматривают пружины главных и блокировочных контактов.

7.Проверяют элементы крепления магнитной системы и подтягивают ослабленные винты и гайки

8.Оомотром убеждаются в целостности короткозамкнутого витка магнитопровода. Пускатели с поврежденным короткозамкнутым витком подлежат ремонту.

9.Осматривает катушку пускателя, лаковый покров катушки не должен иметь повреждений и подтеков лака от перегрева.

10.Осматривают искрогасительные камеры и убеждаются в отсутствии мест подгорания искрогасительных камер.

11.Проверяют наличие крышек и целостность корпусов и экранов нагрева­тельных элементов тепловых реле.

12. Места изоляции проводов, присоединяемых к зажимам пускателя и имеющих механические повреждения, трещины, отслоения или обугленные участки, изо­лируют хлопчатобумажной или полихлорвиниловой лентой.

13.Осматривают контактные соединения зажимов пускателя с проводами.

14. Проверяет надежность заземления металлического корпуса пускателя.

15.Установив крышку пускателя, проверяют четкость его работы.

Тр электромагнитных пускателей

При текущем ремонте проводят следующие опера­ции:

Снятие, разборку, дефектацию, ремонт или замену деталей, сборку и испытания.


Отказы электромагнитных коммутационных аппаратов можно сгруппировать по следующим признакам: месту их появления в конструкции, разновидности и характеру возникновения, степени потери работоспособности.

Виды износа электрических контактов

Контакты коммутирующих элементов подвержены в процессе работы электрическому и механическому износу.

Электрический износ контактов наблюдается как при замыкании, так и при размыкании цепей, и на него влияют многие факторы, основными из которых являются:

род тока (постоянный или переменный);

значения тока и напряжения;

характер нагрузки (активная, индуктивная);

среда, в которой работают контакты;

длительность горения дуги на контактах;

продолжительность вибрации контактов и ее первая амплитуда при включении; материал контактов, его микро- и макроструктуры; геометрическая форма и размер контактов;

скорость расхождения контактов при отключении.

Механический износ контактов зависит от материала контактов и его физико-механических свойств, условий срабатывания контактов (значения ударных нагрузок, наличия скольжения и т.д.

Надзор и уход за электромагнитными коммутационными аппаратами (контакторами, пускателями и реле)

Контакторы, пускатели и реле необходимо осматривать не реже 1 раза в 2-3 месяца, чистить и устранить неисправности. Периодичность осмотров устанавливают в зависимости от условий эксплуатации. Необходимо следить за чистотой изоляционных поверхностей. Для этого контакторы, пускатели и реле вытирают сухой салфеткой.

Контактные соединения должны быть чистыми и плотно затянутыми. Соединения зачищают стальной щеткой, протирают салфеткой, смоченной бензином, смазывают техническим вазелином и туго затягивают винты.

Степень нажатия контактов должна соответствовать заводским указаниям. Слабое нажатие вызывает повышенный нагрев, увеличивает износ контактов, чрезмерное - повышает вибрацию и гудение.

Износ контактов не должен превышать 70% первоначальной толщины. При неравномерном износе контакты меняют местами.

Должна периодически проверяться механическая блокировка реверсивных контактов электромагнитного пускателя. Проверку механической блокировки производят не реже чем через 1 млн. включений, ругулировку по заводским указаниям.

Электромагнитные контакторы

Ремонт электромагнитных коммутационных аппаратов

Форму контактов принимают по заводским чертежам. Износившиеся серебряные контакт заменяют новыми, запасными.

Конечное нажатие измеряют при включенном электрическом аппарате динамометром и полоской бумаги, проложенной между подвижными и неподвижными контактами. Значение конечного нажатия будет отмечено динамометром в тот момент, когда бумажка начнет свободно вытягиваться из замкнутых контактов.

Начальное нажатие измеряют аналогично, но при отключенной тяговой катушке контактора, пускателя или реле. Начальное нажатие создается пружиной аппарата в точке начального соприкосновения контактов.

Регулировка нажатия контактов выполняется нажатием или ослаблением контактной пружины. Пружину нельзя доводить до положения, при котором между ее витками не будет зазоров. Если регулировкой не удается получить нужного нажатия, то пружину необходимо сменить.

Растворы и провалы контактов должны соответствовать заводским данным. Раствор между контактами обеспечивает гашение дуги, а провал необходим для надежного замыкания контактов электрического аппарата.

Ремонт электромагнитных коммутационных аппаратов

Якорь и сердечник

Прилегание якоря и сердечника должно быть достаточно плотным во избежание дребезжания и перегревания катушки. При неудовлетворительном состоянии стыка поверхности соприкосновения приштрабливают. Стык между якорем и сердечником контактора или пускателя проверяют, замыкая от руки контакты между которыми проложен листок папиросной бумаги с листком копировальной бумаги. Прилегание считается удовлетворительным, если полученный отпечаток составляет не менее 70% площади поперечного сечения стержня.

При определении характера повреждения катушек контакторов, пускателей и реле следует обратить внимание на состояние каркаса, обрывы и витковые замыкания в катушках. При обрыве обмотки катушка не развивает тягового усилия и не потребляет тока. Витковые замыкания характеризуются ненормальным нагревом катушки уменьшением силы ее тяги.

На изготовленную катушку накладывают наружную изоляцию из хлопчатобумажной ленты или лакоткани. Затем катушку сушат, пропитывают лаком, запекают и покрывают эмалью.

Перед установкой катушки в аппарат проверяют ее целостность и отсутствие в ней короткозамкнутых витков.

При наличии короткозамкнутых витков поврежденный виток заменяют новым. Изменение материалов, сечения или длины витка недопустимо, так как это приводит к повышенному гудению контактора и сильному нагреву витка.

Пригоревшие и деформированием стенки дугогасительных камер заменяют новыми.

Электромагнитный пускатель

Причины отказов контакторов, пускателей и реле

Отказы отдельных функциональных узлов аппаратов - следствие различных необратимых процессов. Эти процессы вызваны совместным действием большего количества случайных факторов, поэтому отказы чаще всего имеют случайный характер.

Основными причинами отказов типа "обрыв" и "витковое замыкание" в катушках контакторов, пускателей и реле обычно считают механические воздействия, тепловые и электрические нагрузки, приводящие к поломкам выводов и повреждению обмоточного провода, переходные электрические процессы при выключении и включении напряжения питания обмоток, приводящие к перенапряжениям и пробою изоляции, длительное протекание тока, превышающего нормируемый, пробой изоляции из-за явлений электролиза, появление в обмотке короткозамкнутых витков.

Характерные причины внезапных отказов механических элементов электромагнитных коммутационных аппаратов - необратимая деформация и поломка отдельных деталей, например короткозамкнутых витков, пластмассовых корпусных элементов и траверс, ослабление креплений, перекосы, заедания и заклинивание подвижной исполнительной системы аппарата.

Внезапные отказы контактов коммутационных электромагнитных аппаратов можно разделить на отказы типа "контакт не замыкается", "контакт не размыкается" и "сбои".

Постепенные отказы контактов вызываются износом и старением отдельных функциональных узлов и деталей контакторов, пускателей и электромагнитных реле.

Вид отказов контактов определяется значением и характером нагрузки. В цепях постоянного тока с нагрузками, и превышающими доли ампера, преобладают отказы типа "контакт не замыкается". В цепях с большими токами, где часто встречаются мостиковые и дуговые явления, преобладают отказы типа "контакт не размыкается".

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Читайте также: