Зарядка для автомобильного аккумулятора: разновидности устройств, критерии отбора изделий для АКБ

Обновлено: 06.05.2024


Каждый владелец авто периодически сталкивается с проблемами в АКБ. В большинстве случаев причиной является разряд батареи. Полезным прибором для восстановления напряжения является зарядка для автомобильного аккумулятора. В специализированных магазинах сегодня есть огромный ассортимент различных агрегатов. Чтобы выбрать наиболее подходящее изделие, необходимо изучить правила подбора зарядного устройства для машины.

Разновидности конструкций

Устройство для зарядки аккумулятора

Существует несколько видов зарядных для автомобильного аккумулятора: приборы только для зарядки машины или же устройства, которые в дополнении запускают двигатель, например, в зимнее время. Классические же конструкции используются в качестве подзарядного изделия.

Кроме того, бывают ситуации, когда водитель забывает отключить акустику или габаритные огни на ночь. Следовательно, по прошествии времени машина уже не заводится. Такие ситуации происходят со многими. Именно в подобных случаях и требуется зарядник для аккумулятора. Изучение информации о существующих видах АКБ дает возможность владельцу лучше ориентироваться при выборе приборов для зарядки.

Все аккумуляторные батареи можно разделить на несколько видов:

  1. Щелочные, к которым относятся никель-кадмиевые, литий-ионные, а также никель-металл-гидридные изделия. Первые аккумуляторы принято считать самыми неудачными. Это обусловлено тем, что перед подключением зарядного устройства изделие должно быть полностью разряжено. Щелочные конструкции требуют проведения манипуляций по разрядке/зарядке в течение трех циклов.
  2. Свинцовые, который также именуют кислотными. Эти агрегаты любят регулярную подзарядку. Специалисты советуют заряжать их как можно чаще.

Основные характеристики

Все зарядники для автомобильных аккумуляторов характеризуются единым принципом действия: они должны уменьшать сетевое напряжение до номинальной мощности изделия, затем выпрямлять ток и обеспечивать автоматизированную зарядку батареи. Идеальный вариант, когда автовладелец вечером фиксирует клеммы прибора на АКБ, включает устройство в розетку и уходит домой до утра.

Существует несколько способов зарядки:

  • Постоянный ток. К минусам этого метода можно отнести бурный процесс вначале и слабый в конце.
  • Постоянное напряжение. Весомым преимуществом является быстрая процедура зарядки. Существенным минусом считается тот факт, что аккумуляторные батареи быстро приходят в негодность.
  • Комбинированный — более оптимальный вариант. Основная масса современных зарядных устройств работает именно таким методом.

Критерии выбора

Следует покупать изделия с запасом тока в большую сторону. Это нужно для того, чтобы агрегат не функционировал на максимуме. Кроме того, бывают ситуации, когда требуется зарядить АКБ большей емкости.

Желательно выбирать автоматические аппараты, обеспечивающие комбинированную зарядку. Способ индикации подбирается на личное усмотрение. Модели, оснащенные светодиодной подсветкой, более дешевые, однако менее точные.

Зарядочное устройство для автомобильного аккумулятора

Этого вполне достаточно для обычного пользования. Системы, оснащенные более точными приборами, безусловно, стоят дороже. Важно отметить, что сегодня отечественный производитель выпускает довольно качественные аппараты, успешно конкурирующие с аналогами европейского производства.

Особенности эксплуатации

Как выбрать зарядку для аккумулятора

Многие автолюбители озадачиваются вопросом, какой аккумулятор считается разряженным. Первым сигналом является напряжение менее 11 В после определенного простоя автомобиля, например, в утреннее время. Кроме того, резкое снижение напряжения батареи после включения фар так же сигнализирует о необходимости подзарядки.

Специалисты рекомендуют приобретать прибор, оснащенный амперметром. Также советуют устанавливать силу тока в значении 0,05 от общей емкости изделия.

Так, если аккумулятор емкостью 77 А/ч, то сила тока должна быть примерно 3,85 А с напряжением не больше 15 В. Если автовладелец располагает временем, можно установить и 2 ампера. Зарядка пониженным током будет гораздо эффективнее, чем повышенным.

Устройство считается полностью заряженным, когда значение напряжения на клеммах варьируется в пределах 14−15 В. Периодически рекомендуется разряжать батарею. Для нагрузки можно использовать обычную лампу. Когда показатели снизятся до 10 В, агрегат можно ставить на зарядку.

Зарядно-пусковые системы

Бывают такие ситуации, когда крайне нежелательно отключать аккумуляторную батарею от сети. Для таких машин производят зарядно-пусковые агрегаты. Немаловажным свойством подобных конструкций является возможность зарядки батареи без демонтажа агрегата с автомобиля. С такими изделиями можно не только подзаряжать батарею, но и запускать двигатель авто.

Типы приборов

Все пуско-зарядные устройства для АКБ можно условно разделить на несколько типов. Некоторые из них:

  • комбинированные;
  • профессиональные;
  • бытовые.

Последние рекомендуется применять исключительно в гаражных условиях. Зачастую эти устройства рассчитаны на эксплуатацию в автомобильной сети 12 вольт. Встречаются агрегаты, работающие в диапазоне от 6 до 12 В. С помощью подобных изделий можно не только зарядить аккумулятор, но и запустить мотор автомобиля и мотоцикла с напряжением в 6 В.

Профессиональные аппараты рассчитаны на работу изделий со значениями мощности 12−24 В. Подобные конструкции используются не только для легковых авто, но и для коммерческих, с номинальным напряжением 24 В. Встречаются агрегаты с диапазоном от 6 до 24 и даже от 6 до 36 В.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что оптимальным вариантом станет покупка комбинированного прибора. С ним удобнее регулировать переключение выходных токов, необходимых для функционирования бортовой сети и АКБ. Это многофункциональные аппараты, однако их работа в повседневной жизни довольно сложная.

Назначение агрегатов

Следует учесть месторасположение автомобиля на момент, когда устройство не эксплуатируется. Для владельцев, имеющих гараж с электричеством, подойдут стационарные приборы. Современные пусковые изделия характеризуется небольшими размерами, не занимают много места и при необходимости находятся под рукой.

Если машина — на стоянке, рекомендуется покупать автономный агрегат. Такие приборы оснащены встроенным аккумулятором, что дает возможность производить зарядку и запуск мотора без подключения к электрическим сетям. Однако изделие требует дополнительного ухода в плане периодической подзарядки батареи. Затем нужно определиться с типом зарядно-пусковой конструкции. Если система будет применяться для легкового авто, вполне достаточно бытового агрегата. Владельцам коммерческих машин рекомендуются профессиональные конструкции.

Технические свойства

Прежде чем приобрести пуско-зарядный прибор, следует учесть определенные факторы. Все зависит от того, с какой батареей придется работать изделию. Существует множество видов АКБ, каждый из которых имеет свои особенности. Необходимо уточнить, какой агрегат находится в машине. Если это кислотная конструкция, то и пусковой аппарат должен быть совместим с подобными изделиями.

Далее важно учитывать показатели выходного напряжения агрегата. Если устройство будет работать исключительно с легковой машиной, вполне достаточно 12 В. Пусковые приборы функционируют довольно долго, поэтому есть вероятность, что авто со временем поменяется, и потребуется, например, аппарат с выходом 24 В. Поэтому оптимально приобрести конструкцию с рабочим диапазоном от 6 до 24 В.

Немаловажным фактором считается сила тока, которую выдает аппарат для запуска мотора. Эту информацию можно найти в технических характеристиках автомобиля.

Кроме того, нужно также взять во внимание силу тока аппарата, требуемую для зарядки аккумуляторной батареи. Если выходные значения будут меньше, чем нужные для АКБ, это быстро приведет к выходу системы из строя по причине регулярного недозаряда. Кроме того, важно учесть, что требуется определенный запас в большую сторону.

Как заряжать аккумулятор

Оснащение изделия

После выбора изделия по всем техническим характеристикам следует уделить внимание оборудованию агрегата. Важные аспекты:

Критерии выбора зарядочного устройства

  • Сначала нужно провести визуальный осмотр изделия. Корпус аппарата должен хорошо фиксироваться, все тумблеры и переключатели должны надежно крепиться.
  • Важно подробно ознакомиться с конструкцией. Чем больше дополнительных функций и защитных средств будет у изделия, тем лучше. Человек может непреднамеренно перепутать клеммы в момент подсоединения аппарата к машине, а это приведет к различным поломкам автомобильной бортовой сети.
  • Необходимо также тщательно осмотреть все зажимы и провода. Сечение проводников должно быть достаточным, ведь во время запуска двигателя автомобиля по ним движется ток. Если сечение будет низкокачественным, элементы расплавятся, и потребуется их замена.
  • Зажимы должны быть медными, толщиной не меньше 3 мм. Если изделия будут тоньше, существует риск их подгорания в местах соединения с клеммами.
  • Немаловажно, чтобы прибор имел дополнительные функции для регулировки показателей силы тока и напряжения. Сюда же можно отнести индикаторы рабочих режимов и датчики, отображающие эти значения.

Качественный и правильно подобранный прибор для зарядки аккумуляторной батареи избавит владельца автомобиля от многих проблем. Кроме того, с его помощью можно значительно продлить эксплуатационный срок АКБ и существенно сэкономить бюджет.

Импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с полупроводниковым преобразователем напряжения отличается низким энергопотреблением. Изделие поддерживает автоматическое восстановление емкости источника питания. Часть моделей оснащается герметизированными пластиковыми корпусами, допускающими эксплуатацию устройств в помещениях с повышенной влажностью.

импульсное зарядное устройство для автомобиля

Назначение зарядного устройства

Оборудование предназначено для восполнения емкости аккумуляторов, используемых в автомобилях для запуска силовой установки и поддержки работы электрических и электронных приборов во время стоянки. Долговечность свинцово-кислотного источника питания зависит от периодичности и корректности зарядки. При длительных простоях автомобиля возможен глубокий разряд батареи, негативно влияющий на емкость и ресурс аккумулятора.

Дополнительным фактором, снижающим срок службы АКБ, является низкая температура окружающей среды. Остывший электролит не обеспечивает протекания электрохимических реакций, поэтому при коротких поездках зимой происходит разряд аккумулятора. Использование внешнего зарядного блока исправляет ситуацию, но при ошибочном выборе параметров тока происходит снижение эффективности работы источника питания на 25-30%.

Устройство импульсного ЗУ

В конструкции импульсного оборудования установлен выпрямительный блок, формирующий постоянное напряжение на входе. Затем в цепи смонтирован высокочастотный генератор, работающий совместно с импульсным трансформатором. Устройства поддерживают постоянное напряжение в выходной цепи с заданными параметрами. В конструкции установлена микросхема, регулирующая параметры тока в зависимости от положения рукояток корректора.

Виды и типы

Типы зарядного оборудования для автомобильных источников питания:

  1. Зарядные и зарядно-предпусковые блоки, подающие в цепь питания ток силой до 12-15 А. Оборудование восполняет емкость аккумуляторов, установленных в автомобилях. Предусмотрено параллельное использование источника постоянного тока (например, для освещения салона или работы акустической системы).
  2. Зарядно-пусковое оборудование с блоком, накапливающим электрический разряд. Изделие запускает бензиновый или дизельный двигатель, допустимый ток в цепи составляет 350-400 А. Емкости накопителя хватает на 3-4 прокрутки коленчатого вала силовой установки.

Оборудование классифицируется по конструктивным особенностям:

  1. Стандартные трансформаторные блоки, преобразующие переменный ток при помощи трансформатора. В цепи установлен выпрямитель полупроводникового типа, к выходу подключаются клеммы аккумулятора.
  2. Импульсное (инверторное) оборудование, укомплектованное выпрямительным мостом на входе. Изделия имеют меньшие размеры и массу.

Характеристики и преимущества

Основные технические характеристики оборудования инверторного типа:

  • напряжение в цепи питания — от 185 до 230 В (переменный ток);
  • напряжение в цепи зарядки — от 6 до 24 В (постоянный ток);
  • допустимый ток в выходной цепи — до 20 А;
  • емкость заряжаемого аккумулятора — от 5 до 200 А*ч;
  • масса — от 0,2 до 2 кг;
  • мощность оборудования — от 100 до 800 Вт.

Отказ от громоздких трансформаторов, требующих интенсивного охлаждения, позволил снизить вес оборудования. Уменьшение количества цветных металлов в конструкции способствовало уменьшению стоимости.

Особенности

Вид

Импульсные блоки имеют следующие особенности:

  1. В конструкции оборудования предусмотрена выдвижная или откидная рукоятка для переноски.
  2. На фронтальной панели располагаются контрольные приборы и индикаторы, позволяющие контролировать процесс восполнения емкости.
  3. Оборудование поддерживает выбор рабочих режимов и типов источников питания (стандартный, кальциевый или с загущенным электролитом).
  4. Коммутационные провода оснащаются штатными зажимами. Предусмотрена защитная изоляция красного и черного цвета (для визуального определения полярности).
  5. В конструкции предусмотрена защита от ошибочного подключения, перегрузки или короткого замыкания.

Специальный режим

Импульсный зарядный блок для автомобильных АКБ поддерживает специальный режим ускоренного восполнения емкости. Тумблер обозначается надписью Boost, после активации происходит интенсивная зарядка батареи. Функция включается на 5-10 минут, после чего производится попытка пуска мотора.

Затем источник питания заряжается от генератора автомобиля или подсоединяется к внешнему блоку для восполнения емкости.

Использовать форсированный режим для восстановления полной емкости аккумулятора запрещено из-за ускоренной деградации АКБ.

Преимущества и недостатки

Преимущества импульсного зарядного устройства для автомобиля:

  1. Малые габариты и вес оборудования позволяют хранить изделие в багажнике автомобиля или в специальных нишах в салоне.
  2. Оборудование работает в автоматическом режиме, владельцу не требуется корректировать параметры. Зарядник анализирует напряжение на клеммах батареи, обеспечивая регулировку силы тока. За счет постоянной корректировки параметров обеспечивается увеличение срока эксплуатации аккумулятора.
  3. В конструкции блока предусмотрена защита от короткого замыкания или ошибочного подсоединения к клеммам аккумулятора. Часть устройств оснащается температурными сенсорами, разрывающими цепь питания при перегреве.
  4. Микропроцессорный блок предупреждает владельца о допущенных ошибках при настройке. Информация выводится на дисплей или отображается контрольными диодами, подача тока к клеммам батареи блокируется до исправления ошибок.
  5. Пониженное потребление электроэнергии (по сравнению с традиционными трансформаторными блоками).

Импульсное зарядное оборудование имеет ряд недостатков, связанных с электронными цепями. Большое число контрольных датчиков усложняет конструкцию изделия, при поломке компонентов ремонт нецелесообразен. Стоимость восстановления зарядного блока импульсного типа сопоставима с ценой нового устройства.

Еще одной отрицательной чертой импульсных приборов является возникновение радиочастотных помех, в конструкции устройств применяются специальные экраны, не пропускающие радиопомехи в эфир.

К недостаткам относится и чувствительность импульсного блока к перегрузке. Если внешняя нагрузка обладает пониженным сопротивлением (рассчитана на увеличенный зарядный ток), то силовые элементы блока работают с перегрузкой. Устройство пытается поддерживать заданное напряжение, полупроводниковые элементы постепенно перегреваются и выходят из строя.

Как правильно заряжать

Алгоритм корректной зарядки автомобильного источника тока состоит из следующих этапов:

  1. Отключить проводку автомобиля от штырей аккумулятора, отвернуть крепежную планку, а затем снять источник питания с площадки.
  2. Установить аккумулятор в проветриваемом помещении, подсоединить разъемы зарядного устройства к контактным штырям с соблюдением полярности.
  3. Включить штепсельную вилку в цепь переменного тока, выбрать тип или вольтаж батареи и требуемый режим работы зарядного приспособления. Рекомендуется периодически контролировать процедуру восполнения емкости.
  4. После завершения процедуры оборудование отключается от сети и аккумулятора, который затем размещается в моторном отсеке автомобиля. Для повышения надежности работы рекомендуется покрыть контактные штыри защитным составом (наносится после установки клемм).

Вариант

Особенности самостоятельного изготовления импульсного ЗУ

Для изготовления оборудования своими руками потребуется трансформатор, имеющий на выходе рабочее напряжение в пределах 14 В. Для поддержания необходимого значения требуется введение дополнительных витков обмотки или удаление части провода.

На входе ставится импульсный диодный мост, рассчитанный на обратное напряжение 400-600 В. Для обеспечения работоспособности мост рассчитывается на силу тока 2-3 А.

Элементы устанавливаются на теплоотводящей пластине, допускается применение вентилятора.

Частотный преобразователь строится на основе тиристоров, предусматривается установка ключей, рассчитанных на ток до 20 А. Для защитного контура по силе тока используются шунтирующие сопротивления (путем изменения номинала корректируются рабочие характеристики зарядного блока). В конструкции предусматривается защита от ошибочного подсоединения или короткого замыкания, используются светодиодные индикаторы состояния.

Блок индикации строится на основе сигнального узла от электрического инструмента. Красная лампа активируется при появлении напряжения в выходной цепи, зеленый индикатор плавно гаснет при достижении требуемого напряжения на штырях аккумулятора. В схеме предусматривается сетевой фильтр, собранный из катушки и двух конденсаторов пленочного типа. Компоненты блока соединяются пайкой, а затем располагаются в корпусе.

Сборка самодельного оборудования требует знаний микроэлектроники и наличия паяльного оборудования, метод подходит не для всех автовладельцев.

Распространенные схемы ЗУ

При изготовлении зарядного устройства можно реализовать 3 схемы работы:

  1. Мостовой блок, лишенный понижающего трансформатора. Конструкция не применяется для зарядки аккумуляторов из-за повышенного напряжения в цепи.
  2. Оборудование с нулевым выводом трансформаторного блока. Схема обеспечивает на выходе мощность до 500 VA, используется при изготовлении зарядного оборудования для автомобильных источников питания.
  3. Мостовое подсоединение трансформатора применяется для блоков бесперебойного питания с повышенной мощностью (до 50-60 kVA).

Критерии отбора ЗУ для автоаккумулятора

Основные критерии и рекомендации по выбору импульсного зарядного блока:

  1. Перед покупкой необходимо определить технические параметры зарядного блока (рабочее напряжение, допустимая емкость заряжаемого аккумулятора). При использовании малосурьмянистых источников тока рекомендуется покупка оборудования с режимом десульфатации.
  2. Наличие электронных или стрелочных контрольных приборов позволяет визуально определять параметры зарядного тока. Если владелец не намерен контролировать работу оборудования, то рекомендуется купить зарядный блок со светодиодной индикацией.
  3. Проанализировать отзывы владельцев с целью выбора качественного оборудования. Изделие приобретается в специализированном магазине, предоставляющем гарантийное обслуживание. После покупки рекомендуется проверить устройство, произведя зарядку аккумулятора. Если обнаруживаются проблемы, то оборудование меняется по гарантии.

Самые популярные модели

Наиболее распространенные модели импульсных зарядных устройств:

  1. Helvi Discovery 60. Предназначено для восстановления емкости батарей напряжением 6 и 12 В (емкость до 120 А*ч). Примененный микропроцессорный контроллер допускает подзарядку аккумуляторов, установленных на автомобиле.
    Блок поддерживает режим десульфатации, максимальное энергопотребление составляет 70 Вт.
    Существует модернизированный зарядник Discovery 60, позволяющий подключать источники постоянного тока емкостью до 150 А*ч (поддержка аккумуляторов напряжением 6 В не предусмотрена).
  2. На второй позиции рейтинга находится Fubag Micro 80/12, предназначенный для обслуживания аккумуляторов автомобилей и мотоциклов, переключение рабочего напряжения выполняется кнопкой, на фронтальной части корпуса расположены контрольные светодиоды.
    Допускается коммутация аккумуляторов с жидким или гелеобразным электролитом емкостью от 3 до 80 А*ч. Оборудование укомплектовано двухступенчатым регулятором силы тока, для упрощения эксплуатации использована интеллектуальная программа зарядки аккумуляторов.
  3. Hyundai HY 800. Оснащен малогабаритным дисплеем на верхней части корпуса, поддерживается подключение автомобильных свинцовых аккумуляторов емкостью до 160 А. Для восполнения емкости мотоциклетных источников питания используется блок HY 400, укомплектованный переключателем напряжения.
    В конструкции предусмотрен тестовый прибор, текущее напряжение аккумулятора отображается на дисплее. Контроллер осуществляет интеллектуальный подбор параметров зарядного тока, поддерживается режим десульфатирования.
  4. Автоэлектрика Т-1001АР. Оснащен металлическим плоским корпусом толщиной 38 мм. Устройство относится к категории профессионального оборудования, в конструкции предусмотрена информационная панель с контрольными лампами, поддерживаются аккумуляторы емкостью до 110 А*ч (напряжение 12 В). Устройство имеет нижний порог зарядного тока 0,1 А, максимальная сила тока при коммутации аккумулятора составляет 9 А.
  5. Daewoo DW800. Рассчитан на аккумуляторы емкостью до 200 А*ч. Оборудование поддерживает режим тестирования источников питания, что обеспечивает хорошее качество зарядки. Контроллер поддерживает 4 рабочих режима — автоматический, плавный, ускоренный и зимний.
    Информация о состоянии аккумулятора и способе восполнения емкости отображается на жидкокристаллическом дисплее. Корпус изготовлен из ударопрочного пластика, обеспечивается класс защиты от влаги и пыли IP65.

Импульсное оборудование рекомендуется приобретать автомобилистам, редко использующим свое транспортное средство. Подключение импульсного зарядного блока, отрегулированного на малый ток, позволяет зарядить аккумулятор в щадящем режиме. Вспомогательный режим десульфатации обеспечивает восстановление емкости батареи после глубоких разрядов.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора? картинка номер 1


Изображение статьи «Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора?»

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора — это полезное и необходимое приобретение для каждого автолюбителя. Оно поможет вам зарядить разряженный аккумулятор или запустить двигатель.

- Бывает, что автолюбители забывают выключить на ночь свет в салоне или габариты. А на утро машина не заводится.
- Бывают случаи, когда генератор не справляется с дополнительной нагрузкой на бортовую сеть, в этом случае нехватка энергии компенсируется АКБ.
- После морозной ночи не свежий аккумулятор уже не способен провернуть стартер двигателя.

Во всех этих случаях понадобится зарядное устройство.

При выборе зарядного устройства необходимо учитывать тип АКБ, которую мы планируем зарядить. Типы автомобильных стартерных аккумуляторных батарей:

- Свинцово-кислотная АКБ (WET). Это самый распространённый тип стартерных батарей с жидким электролитом.
- Гелевая АКБ (GEL). Батарея с электролитом в густой форме, в виде геля.
- AGM герметичные необслуживаемые батареи с электролитом, адсорбированным в пористый материал, который находится между пластинами.
- Кальциевые (Ca/Ca) - при изготовлении пластин в таких АКБ применяют кальций вместо сурьмы.

Далее необходимо определиться с электрической емкостью батареи, для оценки необходимой силы зарядного тока. Именно от этой величины зависит мощность требуемого зарядного устройства.

Пример: для АКБ с емкостью 50 Ач годится зарядное устройство с максимальным зарядным током 5А и более. Для АКБ с ёмкостью 100Ач понадобится более мощное зарядное устройство, с током не менее 10А. Всегда лучше выбирать устройство с запасом, чтобы исключить работу на пределе в течении долгого времени.

зу для ак.png

Виды зарядных устройств

Зарядные устройства различаются по методу заряда:

  1. Заряд постоянным током - зарядка проходит быстро, это большой плюс данного метода. К минусам можно отнести быстрое старение АКБ.
  2. Заряд постоянным напряжением - этот метод зарядки отличают быстрота в начале процесса и спад в конце.
  3. Комбинированный - самый оптимальный метод. Сейчас почти все зарядные устройства работают по третьему методу.

Типы зарядных устройств

- Автоматическое зарядное устройство - само контролирует процесс зарядки АКБ, не допуская перезаряда.
- Предпусковое зарядное устройство - осуществляет заряд аккумулятора и может помочь запустить двигатель. Плюс данного типа заключается в том, что можно подключать «зарядник» к клеммам АКБ, не отсоединяя от бортовой сети.
- Пусковое зарядное устройство - имеет два режима работы: отдача максимального тока в пусковом режиме и автоматизированного заряда. В режиме пуска обеспечивает запуск двигателя даже при полностью севшей АКБ.

Читайте также: